Прошло уже чуть более месяца, как федеральный закон о запрете продажи пива в ларьках вступил в силу на территории нашей страны. Обсуждение этого закона бурно ведется, как на улицах, так и на просторах Интернета.
Под действие мер нового закона попали торговые павильоны на остановках общественного транспорта, а также все нестационарные торговые объекты. А 1 января 2013 года закон коснется всех киосков вообще. Кроме того, в начале 2013 года может быть введен подобный запрет и на продажу сигарет. О действенности принимаемых законодателями мер можно судить уже сегодня. Так, по данным всероссийского общественного движения «За честный рынок» в большей части сибирских городов запрет никак не подействовал на владельцев киосков. Там пиво продолжают продавать почти в каждом ларьке. Конечно, есть честные предприниматели, которые со вступлением закона в силу перестали продавать пиво в своих торговых объектах, но большинство все восприняли эту ситуацию с некоторой радостью: уменьшилась конкуренция! Следует сказать, что некоторые предприниматели решили немного себя подстраховать. Они придумали необычный способ реализации пива: раз нельзя продавать - будем ... дарить! Но это отнюдь не бесплатный подарок. Желающим предлагается купить стикер, лотерейный билет, который дает право на «бесплатное» получение пива. Предлагают пиво в подарок также покупателям жевательной резинки, семечек или пакетика орешков. К слову, подобных изобретательных предпринимателей не так много. К тому же, за нарушение нового закона мало кто привлечен к ответственности. Так что можно и не хитрить.
Да и правоохранительные органы совместно с властями уже высказали свое мнение относительно законности такой схемы распространения пива. Межведомственная комиссия по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции предупреждает: беспроигрышные «пивные лотереи» противозаконны, так как нарушаются нормы нескольких федеральных законов (закона о правах потребителя, закона о рекламе, закона о регулировании производства и оборота алкоголя). Это не лотерея, а навязывание покупателю стикера или лотерейного билета, который в свою очередь можно и нужно обменять на бутылку пива. И даже так называемые "рекламные акции" с раздачей пива по стикерам противоречат принятому законодательству. Проведение таких акций возможно лишь в стационарных торговых объектах, а в киосках такие мероприятия незаконны.
Для нарушителей антиалкогольных запретов предлагаются кардинальные меры: расторжение с такими предпринимателями договоров на аренду земельных участков и даже снос принадлежащих им объектов торговли. В принципе, такие действия предпринимателей могут быть квалифицированы и по-другому: нарушение правил продажи спирта этилового, а также продукции, которая изготавливается на его основе (в том числе пива). За нарушение этой статьи на предпринимателя может быть наложен штраф до 40 тысяч рублей, а также конфискована алкогольная продукция.
Так почему же предприниматели пытаются обойти закон и продолжают "вручать" пиво в подарок покупателям? По мнению экспертов, именно выручка от торговли дешевым алкоголем и сигаретами дает более 60% прибыли уличных точек торговли. В случае изъятия из продажи пива, большинство мелких предпринимателей окажутся на грани разорения. А это вполне вероятно может привести к дестабилизации социально-политической обстановки. Особенно этим обеспокоены местные власти малых городов, где очень остро стоит на сегодняшний день проблема трудоустройства и бедности.
В общем-то, введенный закон несет для уличной торговли те же изменения, что когда-то принес запрет на игровые автоматы и казино. Но ведь у игорного бизнеса были деньги для переезда в новые зоны, предназначенные для игорного бизнеса. У владельцев ларьков (за исключением торговых уличных сетей) такого выбора нет, так как нет на этот выбор денег. А это значит, что русская смекалка и предприимчивость никогда не перестанет выручать русских предпринимателей.